Главная Новости

Труднее всего найти в жизни меру

Опубликовано: 22.10.2023

Труднее всего найти в жизни меру

РАЗГОВОР НЕДЕЛИ

ЕПИСКОП ИОАН (ПУРИК)

— Если во Христе он принимает реализацию своей личной свободы, то человек испытывает радость и полноту человеческой жизни. Чтобы христианский праздник освобождал человека от необходимости, «судьбы» жизни, которая читается по гороскопу, потому что она полна скуки, а это уже ад, как пишет и Достоевский – епископ Йован (Пурик) – говорит Диокли накануне самого радостного христианского праздника – Рождества. Епископ Йован (42 года) принадлежит к поколению молодых архиепископов Сербской Православной Церкви. Он был рукоположен во епископа в 2004 году и в течение семи лет был настоятелем монастыря Острог, самой известной и самой посещаемой православной святыни в этой части Балкан, которую ежегодно посещают более полумиллиона человек. Епископ Йован получил богословское образование в Петрограде и преподает Новый Завет в Академии искусств и консервации Сербской Православной Церкви. Настоятель семьи Острожских – плодовитый писатель. На данный момент он опубликовал около сотни профессиональных статей и несколько книг, самые известные из которых — «Лестница тайных путешествий» и «Голос в пустыне».

• Прошло более 2000 лет с тех пор, как Бог явился во плоти в Вифлеемской пещере, и до сих пор есть люди, которые в этом сомневаются. Это выбор, необходимость или свобода?

Прежде всего следует подчеркнуть, что по существу православного праздника всякий человеческий труд, бремя и борьба одухотворяются и становятся более человечно переносимыми. В свете этого человек выбирает между – за Христа и против Христа. Поэтому человеку нужен не просто отдых, а праздник. И каждого человека следует принимать, даже когда он сомневается, веря в глубину человечества. Рождение Богорожденного Христа в «свете разума» сопровождается изображением гордого ума человека с того момента, как Бог вошел в чрево человеческой истории. Это был переломный момент и начало новой – христианской эпохи, без которой мы не можем понять искусство, философию и науку.

В наше время против этой сокровищницы света в Вифлеемской пещере вампиризировалось нечестие, состоящее из агонии, клеветы и антихристианской пропаганды. Нет места диалогу между людьми, особенно там, где нет толерантности. Современному человеку все больше становится скучно в виде злобы Ирода. Часто человек хочет убежать от самого себя, что проще, и этому человеку надо помочь, а не осудить.

• В Рождественском послании указывается на опасность «торгово-фольклорного празднования и торжества, подавляющего суть праздника». Почему современный человек не испытывает столько духовной радости и часто не понимает тайны праздника Рождества?

Враги христианства более всего ненавидят христианское празднование Пресвятого Его имени Божия за способность человека к празднику, отражающему его независимость, его свободу не только как выбор, но как любовь и радость. Но сам мир не может ни дать, ни отнять эту свободу и радость. Это подразумевает истинное празднование, а не «празднование» крещенских праздников с едой и питьем без существенной связи с Богом и другими людьми. Современный человек принимает больше «удовольствий» и тем самым получает боль вместо того, чтобы принять человеческое существование во всей его уязвимости и боли, чтобы обрести бессмертие. Вот почему он не чувствует той духовной радости, которая скрыта во внутреннем человеке. Потому что красоту небесной радости невозможно заменить земными удовольствиями.

• Есть те, кто говорит, что Бог далеко от них, но они все равно ищут смысл. Можно ли встретить Господа каким-то другим способом, скажем, через искусство, музыку или спорт?

«В отсутствующем присутствии» Бог находится рядом с нами, когда мы ищем Его, даже в некоторых новых формах добродетели, узнаваемых через искусство и культуру. Этот феномен поиска Бога и блуждания по «философским руинам» узнаваем в идеологических и культурных позициях бывшей Югославии. Феномен поиска смысла жизни мы видим в современном искусстве, кино, массовой культуре, идеологических представлениях и ритуалах. Однако именно здесь происходит злоупотребление истинно традиционным в нашем народе, в котором мы видим новые формы осквернения исконной жажды Бога и иконы как величайшей святыни человека. В этом смысле мы должны бороться с человеческими манипуляциями.

• Святой Апостол Павел сказал, что христиане не от мира сего. Жить по-евангельски в современном динамичном и постоянно меняющемся мире кажется многим людям почти невозможным?

От нас зависит измениться самим, и если мы обретем мир, тысячи людей вокруг нас будут спасены. По словам апостола Павла, «форма мира сего проходит». Когда мы найдем в себе постоянство, тогда мы сможем помочь людям тем даром, который дал нам Бог. Самое главное – молиться Богу и трудиться. Сегодня нам нужно больше хороших людей, а не умных со злобой и всевозможным тщеславием.

• Так называемый «православный модернизм» появился и в нашей церкви. Кажется, что предложения по изменению календаря, изменению литургии и реформированию церковного языка не приближают церковь к народу, а вносят смуту и ​​вызывают разделение среди верующих?

Прежде всего следует выделить дар проницательности, который является одним из величайших даров Святого Духа. Его следует использовать для того, чтобы отличать священную традицию от человеческих традиций. В контексте решения этих взаимоотношений должна быть решена дилемма традиционализма и «модернизма». Священное — не консервативное, а современное. В нашей стране произошла не перемена календаря, не реформа богослужения, а духовное и церковное обновление, которое должно проводиться более разумно.

• Что является центром этого духовного и церковного обновления?

Центром этого обновления является Святое Богослужение и все службы, которые из него вытекают и вытекают из него. Наш народ еще не усвоил основные истины веры и основные вещи о Священном богослужении, и некоторые из них спровоцировали беспорядки и разногласия, воспользовавшись этой проблемой для некоторых своих целей. Сегодня у нашей молодежи и семьи кризис, и мы обсуждаем двери и завесы, какие-то литургические вопросы. Нам нужно много мудрости и рассудительности, защищаясь от всех крайностей. Труднее всего найти в жизни меру, которой достиг Святейший Патриарх Павел. На самом деле, самое сложное — быть послушным, слушать и по-настоящему слышать другого, находя способы, где, как и когда что-то сказать и сделать.

• Вы преподаете иконоведение будущим иконописцам, фресковистам и реставраторам. Сегодня иконы можно увидеть не только в церкви или дома, но и в машинах, барах, магазинах?

Действительно, при социализме имело место осквернение и надругательство над иконой, буквальное ее осквернение, своего рода китч примитивного «постмодернистского» искусства. За возвращением иконы в социальную сферу следует возвращение к настоящей иконе, имеющей богослужебную функцию. Однако пиком злоупотреблений является появление нового осквернения иконы при печати икон на спиртных напитках, зная, к чему это ведет... В этом процессе большая ответственность лежит на церковных людях, а не только на обществе. Мы видим это на примере Острожской святыни – какие там злоупотребления, которым я пытался противостоять своим отношением и институционально. Черения никогда не кончается.

• Многих иконы раздражают, а какое значение они имеют для православия?

К сожалению, мы имеем дело с современным иконоборчеством, будь то грубое уничтожение многовекового культа и культурного наследия и людей в Косово и Метохии, или же самая вероломная форма гонений на иконы. Человечество в своем безумии к материальным вещам почти забыло фигуру Младенца Христа. Икона свидетельствует о святом деле, и ее место – прежде всего в богослужении, которому принадлежит уважение и поклонение, а не обожение, принадлежащее только Богу.

• Вы как-то сказали, что Острог – это барометр духовного состояния нашего народа. Почему сотни тысяч людей приходят поклониться и приложиться к мощам святителя Василия Чудотворца?

Прежде всего, из-за поиска Бога, из-за суеверий, а также из туристических соображений.

• Как вы относитесь к тому, что муниципалитет Даниловграда недавно ввел «экскурсионный» налог в размере полевро, который должен заплатить каждый турист, чтобы посетить монастырь, и что об этом объявил и Никшич?

Без комментариев.

-------------------------------------------------- ------------------------

В Остроге Караджича никто не искал

К сожалению, в последние годы епископ Йован был вынужден публично опровергнуть злонамеренные утверждения Гаагского трибунала о том, что Радован Караджич скрывается в Остроге. Настоятель Острога даже пригласил Дель Понте приехать и лично убедиться, не скрывается ли в этой святыне бывший политический лидер боснийских сербов.

Приходил ли кто-нибудь из полиции или следователей Гааги в монастырь в поисках Караджича?

Нет.

-------------------------------------------------- ------------------------

Титул Диоклетиана восстанавливает национальную память

Епископ Йован, викарий митрополита Черногорского побережья Амфилохи, также объясняет значение своего титула. Обновленный титул «Диоклиан» является частью неделимого апостольского наследия, что подтверждает непрерывную непрерывность его существования на территории бывшей Зетской епархии, ныне Черногорско-Приморской митрополии. Этим решением о титуле и избрании епископа Церковь указала на раннехристианскую основу духовного наследия, без бремени «реконструкции» прошлого. Актуализируя этот титул Диоклетиана на переднем плане, восстанавливается утраченная национальная память, идущая в будущее без груза прошлого.

Зетская епархия, то есть нынешняя Черногорско-Приморская митрополия, расположена в том же географическом районе, где уже в более ранний исторический период находился епископский собор (в Диоклии, Златице, Лондодоклии). Самым своим расположением новый епископский собор (Зецка) определенным образом установил преемственность с Диоклетиевой епархией, которая тем временем прекратила свое существование в XII веке.

rss